Дошкольное образование
Подготовка детей к обучению в начальной школе
Обучение грамоте
Математика
Развитие познавательных способностей
Школа логозавров
Начальная школа
Компьютерный практикум для начальной школы
Академия младшего школьника: 1-4 класс
Логопедия
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе
Эксперименты
Обращение к экспериментаторам
Научно-исследовательские работы

Варченко Виктор Иванович

 

"Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе". Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 1998 г.

 

Актуальность исследования. Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад. Современный специалист должен обладать не только навыками использования современных технических средств в быту и производстве, но и уметь планировать свою деятельность в соответствии со все возрастающими информационными потоками, оперативно реагировать и принимать решения в сложной информационной среде, иметь развитое теоретическое мышление.

 

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная система образования, то переход к информационному обществу должен сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании образования, и в формах, методах и средствах обучения. Ключевым положением новой философии образования становится его гуманизация, предполагающая поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, вопросов и интересов, начиная с самого раннего возраста. Гуманизация образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их ориентации на человека, поэтому основной задачей общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, выработки научного мировоззрения, освоения учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и его труде и приемов самостоятельной деятельности, позволяющих им самоопределиться и самореализоваться в социально-экономических формах в сфере, отличающейся высокой степенью неопределенности, сложности и динамики.

 

Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, Д.Б. Эльконин) были разработаны различные методы и формы обучения, позволяющие более детально подойти к проблемам формирования учебной деятельности, воспитания личности и развития индивидуальности ребенка в современных условиях. Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации отечественного образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введений инноваций во все сферы ее деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование персональных компьютеров.

 

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер, вместе с тем, является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого так ему порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персонажей, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности детей и формировании их личностных и индивидуальных качеств. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества; об этом свидетельствует и тот факт, что введение в учебный план средней школы в середине 80-х годов нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники" совпало по времени с началом изменения всего политического, социального и экономического уклада в нашей стране.

 

Согласно современной концепции информатизации отечественной школы, изложенной в "Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика", для развития мышления и формирования научного мировоззрения учащихся начало базового этапа изучения информатики в школе перенесено из десятого класса в седьмой. Для изучения информационных технологий в более раннем возрасте рекомендуется пропедевтический этап (1-6 классы). Его основными задачами являются первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров. Решение этих задач, по замыслам авторов проекта, позволяет создавать необходимые предпосылки для последующего достижения глубокого уровня использования компьютеров учащимися старших классов и подготавливает их к жизни в новом информационном обществе.

 

Таким образом, факт переноса начала базового этапа изучения информатики в школе из десятого класса в седьмой и введения пропедевтического этапа в учебный процесс начальной школы является признанием необходимости дополнения существующей системы образования, ее адаптации в соответствии с требованием времени. Непрерывное совершенствование средств обработки информации и изменение условий интеллектуальной деятельности людей придают особую актуальность проблемам применения имеющихся компьютерных технологий обучения и выдвигают задачи по созданию новых, соответствующих сложившимся условиям и возможностям отечественных школ.

 

Формирование современного подхода к пониманию целей обучения информатике в школе связано с разделением основных общеобразовательных функций курса на теоретический и практический компоненты, а также выделением его потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания и развития.

 

Теоретический компонент обучения информатике заключается в изучении информатики как науки об информационных процессах в природе, технике и обществе. Его основная задача - развитие мировоззрения учащихся, связанного с усвоением знаний о роли информационных процессов в обществе и природе.

 

Практический компонент имеет две составляющие: профессиональную и прикладную. Профессиональная функция связана с решением задач подготовки учащихся к предстоящей деятельности в новом информационном обществе, освоением компьютерной грамотности, формированием профессиональной ориентации. Прикладная функция направлена на использование компьютерных технологий в изучении школьных предметов, а также воспитании личностных и развитии индивидуальных качеств учащихся.

 

Необходимо отметить, что по мере развития общества, с постепенным повышением приоритета практических знаний над теоретическими в отечественном образовании наблюдается усиление роли практического компонента курса информатики, базирующегося на активных межпредметных связях информатики с другими предметами. "В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность" школьников, приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики" (Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика". //Информатика и образование, 1997, №1, с. 4.). Таким образом, актуальной задачей применения компьютерных технологий в школе становится их использование в изучении школьных дисциплин.

 

Используемые в настоящее время популярные компьютерные технологии для начальной школы, такие, как "Информационная культура" (предлагаемый Управлением образования администрации Самарской области), "Информатика в играх и задачах" (авторский коллектив под руководством А.В. Горячева), "Роботландия" (коллектив разработчиков МП "Роботландия", г. Переславль-Залесский), "Основы информатики и вычислительной техники" (А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович) и другие, уделяют основное внимание изучению теоретического компонента курса информатики и освоению практической функции, связанной с профессиональной деятельностью. Прикладная функция, направленная на формирование учебной деятельности по другим школьным предметам, развитие индивидуальных качеств, выражена, на наш взгляд, недостаточно. Такой подход к изучению информатики больше соответствует возрастным особенностям развития учащихся старшего или, в крайнем случае, среднего школьного возраста. При изучения информатики для младших школьников гораздо целесообразнее, на наш взгляд, учитывать особенности их психофизического развития, заключающиеся в формировании учебной деятельности в этом возрасте и существовании оптимальных сроков становления и развития отдельных видов психической деятельности, получивших название сензитивных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Кроме того, изучение теоретических основ информатики требует наличие учителя, обладающего не только компьютерной грамотностью и знанием этого предмета, но и подготовленного для работы с младшими школьниками, что в нынешних условиях является пока еще редкостью. Таким образом, основное внимание при изучении информатики в начальной школе должно быть уделено, по нашему мнению, использованию технических возможностей компьютерных технологий для формирования учебной деятельности и развития индивидуальных качеств учащихся.

 

Обобщая сказанное, отметим, что процесс совершенствования образования, связанный с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы, испытывает серьезные трудности, связанные не только с известными финансовыми проблемами, слабой материальной базой школ, нехваткой квалифицированных кадров, но и с проблемами недостаточного количества педагогических компьютерных технологий, позволяющих эффективно влиять на обучение, формирование личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях. Основное противоречие заключается в том, что современные дети проявляют большой интерес к компьютерным технологиям, позволяющим реализовывать их познавательные и игровые потребности, и многие из них уже освоили некоторые из них (игровые приставки типа "Денди", домашние компьютеры, карманные электронные игровые автоматы), в то время как школа пока не готова удовлетворять их запросы и потребности в этой сфере, даже в том случае, когда она имеет компьютерный класс. В связи с этим требует решения ряд вопросов: Каковы цели применения компьютеров в начальной школе? При каких условиях здесь возможно использовать компьютерные технологии? Каковы особенности применения компьютеров в учебном процессе? В этом суть решаемой автором данного исследования проблемы: выявление дидактических условий использования компьютерных технологий в начальной школе.

 

Цель исследования - решить данную проблему: теоретически и практически обосновать возможности использования компьютеров в формировании учебной деятельности младшего школьника и развитии его индивидуальности.

 

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе с использованием персональных компьютеров.

 

Предмет исследования - педагогические компьютерные технологии как средство формирования учебной деятельности и развития индивидуальных способностей учащихся начальной школы.

 

В основу исследования была положена гипотеза: если использовать компьютерные технологии в учебной и игровой деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так как применение педагогических компьютерных технологий способствует: 1) формированию учебной деятельности учащихся; 2) созданию условий для сензитивных периодов их развития.

 

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Обобщить опыт по применению компьютерных технологий в образовании в нашей стране и за рубежом.

2. Разработать и обосновать дидактические компьютерные программы для технической поддержки процесса обучения в начальной школе в форме компьютерного практикума.

3. Разработать методические рекомендации по проведению практикума для специалистов начальной школы.

4. Провести экспериментальные работы по использованию практикума в учебном процессе начальной школы.

 

Методологической основой исследования являются теория познания, философские, психологические, педагогические положения о закономерностях развития индивидуальных способностей в обучении; системный, деятельностный и личностный подходы, способствующие решению проблемы исследования. Исследование базируется также на работах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих влияние использования компьютеров на процесс обучения и развития индивидуальности школьника (Е. Белавина, А.Г. Гейн, Ю.М. Горвиц, А.П. Ершов, Д.В. Зарецкий, З.А. Зарецкая, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймин, Е.Д. Маргулис, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Машбиц, Ю.А. Первин, С.А. Христочевский, С. Пейперт, Б. Хантер).

 

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы теоретического анализа проблемы и предмета исследования, моделирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки, систематическое отслеживание экспериментального процесса в течение пяти лет, опрос учащихся, родителей, учителей и представителей администрации школ, а также обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта.

 

Исследование проводилось в несколько этапов.

 

На первом этапе (1990-1992) изучался отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных технологий в образовании, а также технология создания компьютерных обучающих и развивающих программ.

 

На втором этапе (январь 1993 г. - август 1993 г.) совместно со специалистами средней школы №47 было разработано несколько опытных образцов игровых компьютерных программ, проведено их испытание в учебном процессе, обобщен полученный опыт и мнения специалистов и принято решение о целесообразности дальнейших разработок и внедрении в учебный процесс.

 

На третьем этапе (сентябрь 1993 г. - декабрь 1997 г.) продолжался процесс разработки компьютерных программ и методических основ их использования, проводились анализ полученных данных, корректировка программно-методического обеспечения, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, формирующий эксперимент, обобщение полученного опыта и распространение его в другие регионы Российской Федерации.

 

Основной базой экспериментальной работы явились средняя школа №47 и школа-лицей №23 города Калининграда. Обучение в школах осуществлялось по авторским программам, с привлечением классных руководителей и специалистов начальной школы.

 

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием современных научных концепций и обоснованностью теоретических позиций, всесторонним анализом полученных данных, в том числе и от специалистов из других регионов и экспертов министерства образования РФ, достаточно длительным периодом экспериментальной работы автора в шести школах г. Калининграда.

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке подхода к применению компьютерных технологий в начальной школе: использовании дидактических компьютерных игр в виде практикума, способствующего: 1) формированию практической учебной деятельности учащихся в игровых условиях; 2) развитию индивидуальных качеств школьников согласно срокам становления и развития отдельных видов их психической деятельности.

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный метод применения компьютерных технологий в виде практикума позволяет проводить использование познавательных и игровых потребностей учащихся младших классов для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств в доступной форме как для самих учащихся, так и для учителей, не обладающих навыками использования компьютеров. Результаты исследования применяются при обучении дошкольников и младших школьников в ряде образовательных учреждений.

 

Положения, выносимые на защиту:

- компьютерные технологии являются педагогическим средством для развития интеллектуальных и других индивидуальных способностей младшего школьника и формирования его учебной деятельности;

- наиболее эффективной формой использования компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы является дидактическая компьютерная игра;

- средством реализации обучающих и развивающих функций дидактической компьютерной игры является компьютерный практикум, представляющий собой набор компьютерных игр, комплекты учебно-методических пособий и дидактических материалов, а также компьютерные программы подготовки занятия и записи его результатов. Использование практикума позволяет проводить занятия для учителей, не имеющих специальной подготовки;

- принципы обучения, реализуемые при использовании практикума, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, проводить актуализацию опорных знаний и их применение в практической деятельности - компьютерной игре.

 

Апробация и внедрение результатов исследования производились при обсуждении в школьных учебно-методических объединениях, на XXVI-XXVIII научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (г. Калининград - 1995-1997 гг.), 2-ой городской научно-практической конференции "Проблемы активизации научно-технической деятельности в анклавном регионе России" (г. Калининград - 1996), а также российских конференциях (г. Ярославль - 1995, г. Екатеринбург -1996), VII Международной конференции (г. Троицк, 1996), II Международном конгрессе ЮНЕСКО (г. Москва, 1996), публикацией в журнале "Информатика и образование" (№5, 1994). Разработанный автором компьютерный практикум используется для обучения информатике дошкольников и младших школьников в УВК-лаборатории №1679 г. Москвы, при подготовке студентов педагогического факультета Уральского государственного педагогического университета, в учебном процессе более, чем 50 школ России, в том числе и 6 калининградских.

 

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

1. Варченко В.И. "Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 1998 г. (160 Кб): __Скачать

 

2. Варченко В.И. "Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе". Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 1998 г. (1 Мб): __Скачать

Как играть в наши игры…
Если игры не запускаются…
Как помочь ребенку...
Нормы работы
Справка по играм
Учимся с Логошей
Уроки Мудрой Совы
Логозаврик в Интернете
Настоящие сокровища
Флеш-игры для дошкольников
Игры для детей 3-4 лет
Игры для детей 4-5 лет
Игры для детей 5-6 лет
Флеш-игры для школьников младшего возраста
Игры для детей 6-7 лет
Игры для детей 7-8 лет
Игры для детей 8-9 лет
Игры для детей 9-10 лет
Флеш-игры для школьников среднего возраста
Игры для детей 10-11 лет
Игры для детей 11-12 лет
Изостудия
Конструктор "Мозаика"
Конструктор "Орнамент"
Флеш-игры для девочек и мальчиков
Игры для девочек
Игры для мальчиков
Игры для всей семьи
Поле чудес
Наборщик
Флеш-игры для взрослых
Уроки для взрослых
Игры для взрослых
Юмор
Компьютерные приколы
Анекдоты про компьютеры
© 2006—2024 Виктор Варченко