Использование мультимедийных средств обучения в логопедических занятиях по скайп
Алена Махова, кандидат педагогических наук,
логопед по скайп, консультант по двуязычию, основатель проекта bilingual-talk.com, Великобритания
Существуют много сторонников и противников засилья гаджетов, но в силу того, что прогрессу противостоять невозможно, необходимо задуматься над тем, как перевести увлечения детей различными компьютерными играми в средства обучения с учетом их возрастных и учебных показателей.
Потребности современных детей ведут к преобразованиям в системах и подходах к обучению. Использование разнообразных гаджетов становится нормой жизни для ребенка.
Компьютерные игры обладают целым рядом преимуществ при сравнении с традиционными средствами обучения:
- само использование гаджетов вызывает огромный интерес;
- используемые схематичные образы на экране понятны для детей;
- музыкальное и мультимедийное сопровождение игр надолго удерживает внимание;
- поставленные игрой задачи и поощрение ребенка способствует развитию познавательной активности;
- ребенок решает проблемные ситуации в своем темпе, его никто не подгоняет, что способствует самостоятельности, уверенности в себе.
Основываясь на современныx исследованияx в области педагогики Холодной М.А., Моториной К.Н., Шапкиной С.А., дети способны овладеть компьютером, начиная с 3 лет. Этот период связан с интенсивным развитием основных психических функций ребенка и сопровождается переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Конечно же, не стоит забывать, что использование компьютерных игр на занятиях не должно заменять полностью традиционные средства обучения. Важно выдерживать здоровый баланс. Именно поэтому параллельно с развивающими компьютерными играми на занятиях я использую мультимедийные презентаций как дополнительное средство наглядности. Использование ярких образов в процессе работы по материалу презентации способствует процессу запоминания информации и развитию зрительного восприятия.
Развитиe основных психических функций у детей с помощью компьютерных игр и мультимедийных презентаций
Речь не развивается самостоятельно, а формируется постепенно и связана со сплочённой работой всей центральной нервной системы. К 5 годам ребенок должен произносить все звуки речи правильно, а к 11 годам у ребенка складывается вся фонематическая структура речи.
Методики по развитию речи:
- в качестве подготовительного этапа на занятиях идет работа по развитию мышц артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ, мягкого и твердого небо) с помощью наглядного материала презентации, зеркала и примера выполнения данного задания логопедом. Для того, чтобы работа шла активнее, в развитие мышц артикуляционного аппарата вводятся традиционные упражнения по самомассажу - механическое воздействие на органы артикуляции, которые выполняются самим ребенком и схожи с массажными;
- немаловажную роль для развития устной речи, в особенности для постановки тех или иных звуков, играет правильная постановка фиксированного дыхания. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить сильная воздушная струя. Это значит, что ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. Поэтому путем традиционных приемов и с помощью различных компьютерных игр на развитие дыхания я вовлекаю детей в развлекательный процесс, который незаметно для них оказывается серьезной учебной работой;
- затем, как только ребенок овладел правильным целенаправленным и сильным дыханием, артикуляционный аппарат окреп и стал выполнять нужные позиции, происходит постановка звука. После того, как звук поставлен, мы переходим на этап закрепления поставленного звука в слогах, словах и словосочетаниях с помощью как традиционный приемов (устного повторения) и использования различных дидактических материалов презентации, компьютерных игр;
- как только нужный звук закрепился, идет подбор занятий на введение этого звука в речь ребенка. Дети придумывают предложения, составляют рассказы, повторяют скороговорки, решают различные проблемные ситуации с помощью специально подобранных компьютерных игр под задачу урока. Тем самым, дети учатся использовать поставленный звук в обычной речи, а не только на уроке.
Процессы развития памяти у детей развиваются быстрее других психических функций, именно поэтому детям необходимо давать как можно больше заданий на развитие и закрепление новых слов, нескольких языков именно в раннем возрасте.
Методики по развитию памяти:
- на основе красочных дидактических материалов презентации по различным лексическим темам дети закрепляют не только правила словообразования и словоизменения, но и обогащают словарный запас, расширяют картину представлений окружающего мира;
- на занятиях мы разучиваем различные потешки, скороговорки, стишки и чистоговорки, тем самым, мы не только закреплением поставленные звуки, но и развиваем память ребенка и словарный запас;
- дети с более низким словарным запасом и менее развитым русским языком методом многократного повторения и проговаривания, смены вида деятельности, возвращения к предыдущей теме (закреплению долговременной памяти), запоминают новые слова быстрее. Как этап поощрения и закрепления новой темы в конце занятия я использую компьютерные игры, которые кажутся простыми играми, но преследуют задачу закрепления материала.
Параллельно с памятью у детей развивается мышление. Нам известно, что сам процесс мышления неразрывно связан с воображением и памятью. Если ребенок способен связно говорить, используя в речи полные предложения, это влияет на процессы мышления.
Методики по развитию мышления:
- на занятиях используются как традиционные методические пособия, так и материал мультимедийных презентаций с большим количеством красочных картинок. Также, используются компьютерные игры с постановкой различных проблемных ситуаций, с историями на развитие связной речи и развернутого высказывания, что плодотворно влияет на развитие осмысленного мышления у ребенка;
- с помощью игр в процессе закрепления пройденного материала дети незаметно для себя начинают рассуждать над той или иной поставленной проблемой, решать различные логические головоломки и загадки, объясняя свой выбор.
Ну и конечно не стоит забывать о внимании. Детям необходимо развивать внимание, так как именно с помощью внимания ребенок способен высидеть всю занятие и получить новые знания.
Методики по развитию внимания:
- внимание делится на произвольное и непроизвольное. Детям свойственно проявление именно непроизвольного внимания, когда ребенок не может контролировать свою познавательную активность, а задержать на уроке ребенка способна только интересная игра, эмоциональное преподнесение новой информации, яркие и веселые картинки, постоянная смена вида деятельности во избежание переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Использование компьютера в образовательном процессе отличается от всех других педагогических средств обучения тем, что педагог может воссоздавать одновременно текст, изображение, звук, видео, речь. Тем самым, использование информационных технологий в игровой форме формирует непроизвольное и развивает произвольное внимание детей, осуществляет личностно-ориентированный подход обучения.
В своих логопедических занятиях я пользуюсь мультимедийными средствами обучения в неразрывной связи с обычными традиционными играми и методиками обучения по коррекции и придерживаюсь одного из важнейших принципов умственного развития детей – перехода от более простой к более сложной форме мышления. Принцип работы и место использования зависит от цели и содержания самого занятия и, безусловно, диктуется индивидуальными особенностями ребенка. Частые переключения на разные виды деятельности в процессе занятия позволяют удерживать внимание ребенка, яркие и динамичные картинки являются прекрасным наглядным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Безусловно, каждого родителя волнует вопрос негативного влияния компьютера на здоровье ребенка. В среднем детям рекомендуется находиться перед экраном от 30 до 45 минут при условии частой смены вида деятельности. Однако же, все очень индивидуально и лучший показатель негативного влияния — это самочувствие вашего ребенка.
Во время исследований, проводимых специалистами Ассоциации "Компьютер и детство", а также во Франции, было выявлено, что использование компьютерных технологий в образовательной деятельности может привести к следующим результатам:
- пополнение словарного запаса;
- формирование таких психических процессов как: память, мышление, внимание, воображение;
- ориентировка в пространстве;
- ранее овладение чтением и письмом;
- быстрота в принятие решения;
- развитие сосредоточенности и целеустремленности.
Таким образом, компьютерные технологии являются многофункциональным средством образования и коррекции развития детей любого возраста. Применение различных мультимедийных средств с традиционными методами обучения позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, повысить результативность обучения и активизировать личностно-ориентированный подход к ребенку. Еще раз повторюсь про выдерживание верного баланса и про важность слышать ребенка, если такой вид работы ему не подходит.
Источник: " Проект bilingual-talk.com"