Дошкольное образование
Подготовка детей к обучению в начальной школе
Обучение грамоте
Математика
Развитие познавательных способностей
Начальная школа
Компьютерный практикум для начальной школы
Академия младшего школьника: 1-4 класс
Логопедия
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе
Эксперименты
Обращение к экспериментаторам
Научно-исследовательские работы

Лапина Юлия Валерьевна

 

"Развитие познавательных способностей у детей шести-семи лет посредством развивающих компьютерных игр". Выпускная квалификационная работа. Направление 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование". Профиль: Детская практическая психология. Степень: бакалавр психолого-педагогического образования. 2016 г.

 

Актуальность исследования

Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые активно используются практически во всех сферах жизни общества и видах деятельности человека. Перед современным образованием ставятся новые задачи, связанные с активным и эффективным использованием новых технологий в обучении и развитии детей. Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, требует в данном контексте пересмотра своего содержания, методов и форм работы с детьми. Одно из таких направлений – это компьютерные технологии.

 

Как показывает опыт, накопленный в образовательной сфере на протяжении последних двадцати лет, электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед традиционными, являются важным инструментом воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала детей [22].

 

Но в то же время нельзя забывать и о негативном анализе воздействия компьютерных технологий на развитие ребенка, который показывает, что, в то время как его вестибулярный, тактильный и опорный аппараты нуждаются в стимулировании, зрительные, слуховые и сенсорные системы находятся в состоянии «перегрузки» [42].

 

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на образовательных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными. Особенно это важно для дошкольников. Поэтому компьютер в дошкольном возрасте не может использоваться в отрыве от других видов деятельности: предметной и продуктивной, игровой, взаимодействия с педагогом, с другими детьми. Это предъявляет определенные требования:

- к методике использования компьютера на занятиях с дошкольниками (важно учитывать снижение или исключение негативных последствий влияния на здоровье и психику);

- к разработке и выбору компьютерных программ для дошкольников с позиции психофизиологических оснований, которые связаны с такими особенностями экранов, как контент (расположение и представление визуальной и звуковой информации) и интерактив (организация взаимодействия программы с пользователем);

- к санитарно-гигиеническим условиям проведения образовательной деятельности с учетом требований СанПиН;

- к формированию у детей навыков безопасного использования компьютеров.

 

Несмотря на упомянутые проблемы, современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о позитивном влиянии компьютерных игр на детей в возрасте шести-семи лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

 

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

 

С одной стороны доказано, что развивающие компьютерные игры повышают самооценку дошкольников, достижения детей не остаются незамеченными ими самими и окружающими, вырабатывается уверенность в себе, целеустремленность, формируется умение договариваться, улучшается способность к волевым усилиям, повышается умение самостоятельно выбирать игры из предложенной программы и играть в соответствии со своим темпом развития. Развитие детей с помощью компьютерных игр способствует также повышению интереса к занятиям, высокой скорости усвоения предложного материала, мотивации на дальнейшую работу, а значит, – эффективному формированию психических познавательных процессов, таких как, мышление, воображение, внимание, память [42].

 

С другой стороны видно, что на практике для достижения вышеперечисленных целевых ориентиров, часть из которых является целевыми ориентирами в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) не всегда созданы соответствующие условия, что создает определенные трудности в работе с детьми. К ним можно отнести:

- недостаточное финансирование, необходимое для оборудования компьютерного кабинета, прохождения педагогами курсов повышения квалификации;

- отсутствие в ДОО отдельного помещения для проведения занятий с компьютерами;

- недостаточное количество развивающих компьютерных программ;

- большую численность детей в группах, что затрудняет проведение занятий и снижается их качество;

- отсутствие у многих педагогов навыков владения и желания учиться информационно-коммуникационным технологиям, как одному из профессиональных компетенций, которое требует профессиональный стандарт.

 

Таким образом, можно констатировать противоречие между актуальностью внедрения компьютерных технологий в работу с детьми дошкольного возраста и недостаточной проработанностью на современном уровне психолого-педагогических аспектов проектирования и использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Исходя из этого, мы делаем вывод, что наше исследование является актуальным.

 

Объект исследования – процесс развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования – программа развития познавательных способностей старших дошкольников с использованием развивающих компьютерных игр.

 

Цель исследования: выявить возможности дополнительной общеразвивающей программы с использованием развивающих компьютерных игр для развития познавательных способностей детей шести-семи лет.

 

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести анализ современных подходов к проблеме развития познавательных способностей у старших дошкольников.

2. Изучить теоретические и методологические основы использования информационно-компьютерных технологий в обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровней развития познавательных способностей детей шести-семи лет.

4. Разработать и апробировать дополнительную общеразвивающую программу, направленную на развитие познавательных способностей у детей шести-семи лет на основе развивающих компьютерных игр.

5. Разработать методические рекомендации для воспитателей, реализующих разработанную в ходе проведенного исследования программу.

 

Гипотеза: если использовать и внедрить в практику ДОО дополнительную общеразвивающую программу с использованием развивающих компьютерных игр, то можно ожидать, что уровень исследуемых познавательных способностей детей шести-семи лет повысится.

 

Научно-методологической основой исследования являются разработанные в отечественной и зарубежной психологии идеи о закономерностях психического развития (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин ); о роли ведущих видов деятельности в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин); концепции дошкольного детства, теории целостного развития ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, Д.Б. Эльконин и др.); теории использования компьютера в дошкольном образовании (Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова и др.).

 

Для решения, поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга:

Теоретические: анализ и синтез; моделирование.

Эмпирические: диагностические методы: беседа, интервьюирование, опрос и др.; обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); опытно-экспериментальная деятельность (констатирующий и формирующий эксперименты); методы статистической обработки результатов исследования.

 

Основными методами данного исследования являются:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирические: эксперимент, наблюдение, тестирование, математическая обработка результатов исследования.

 

Экспериментальная база. Эксперимент проводился в подготовительной группе МАДОУ д/с № 115. Экспериментальная группа состояла из 10 человек, контрольная группа – из 10 человек.

Практическая значимость исследования состоит в создании мультимедийного программного продукта (компьютерной развивающей программы) и методического сопровождения для работы с детьми в дошкольных образовательных организациях, а также разработке педагогических рекомендаций для педагогов.

 

Исследование проводилось в четыре этапа.

1 этап: Анализ литературы по теме исследования, общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности. Определение объекта и предмета, темы исследования. Формирование цели и соотнесенных с ней задач, методологического аппарата. Результатом данного этапа является введение.

2 этап: Изучение современных подходов к познавательному развитию старших дошкольников с помощью ИКТ. Результатом работы явилось написание первой главы.

3 этап: Разработка и апробирование дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр для повышения уровня развития познавательных способностей у детей шести-семи лет. Результатом работы явилось написание второй главы.

4 этап: Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников), приложений.

 

Во введении обосновывается проблема и её актуальность, объект, предмет, цели и задачи дипломной работы.

 

В первой главе раскрываются современные подходы к познавательному развитию старших дошкольников с помощью ИКТ, уточняется понятийный аппарат. Приводится теоретическое и методологическое обоснование использования икт в обучении и развитии детей шести-семи лет

 

Во второй главе описана эмпирическая работа в рамках нашего исследования – разработка и апробация дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр. Анализируются и оформляются результаты диагностики уровня развития познавательных способностей.

 

Итогом работы является «Заключение», в котором сформулированы основные выводы.

 

Список использованной литературы содержит более 55 источников.

 

Работа проиллюстрирована Приложениями.

 

Новизна работы состоит в разработке новой развивающей программы, основанной на синтезе традиционной, которая разработана на совместном использовании рабочей тетради и компьютерной игры, позволяющей повысить успешность развития познавательных способностей у детей шести-семи лет в условиях учебно-воспитательного процесса.

 

"Развитие познавательных способностей у детей шести-семи лет посредством развивающих компьютерных игр". Выпускная квалификационная работа. Направление 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование". Профиль: Детская практическая психология. 2016 г. (15 Мб): __Скачать

Как играть в наши игры…
Если игры не запускаются…
Как помочь ребенку...
Нормы работы
Справка по играм
Учимся с Логошей
Уроки Мудрой Совы
Логозаврик в Интернете
Летняя школа
Флеш-игры для дошкольников
Игры для детей 3-4 лет
Игры для детей 4-5 лет
Игры для детей 5-6 лет
Флеш-игры для школьников младшего возраста
Игры для детей 6-7 лет
Игры для детей 7-8 лет
Игры для детей 8-9 лет
Игры для детей 9-10 лет
Флеш-игры для школьников среднего возраста
Игры для детей 10-11 лет
Игры для детей 11-12 лет
Изостудия
Конструктор "Мозаика"
Конструктор "Орнамент"
Флеш-игры для девочек и мальчиков
Игры для девочек
Игры для мальчиков
Игры для всей семьи
Поле чудес
Наборщик
Флеш-игры для взрослых
Уроки для взрослых
Игры для взрослых
Юмор
Компьютерные приколы
Анекдоты про компьютеры
© 2008—2018 Виктор Варченко
Яндекс.Метрика