Дошкольное образование
Подготовка детей к обучению в начальной школе
Обучение грамоте
Математика
Развитие познавательных способностей
Школа логозавров
Начальная школа
Компьютерный практикум для начальной школы
Академия младшего школьника: 1-4 класс
Логопедия
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе
Эксперименты
Обращение к экспериментаторам
Научно-исследовательские работы

Лапина Юлия Валерьевна

 

"Развитие математических представлений у старших дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий". Выпускная квалификационная работа. Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования». 2018 г.

 

Актуальность исследования

В настоящее время вопрос формирования математических представлений и овладения знаниями воспитанниками и обучающимися – один из актуальных вопросов образования. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), подчеркивается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, поскольку обеспечивает развитие познавательных способностей человека, в том числе способности к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Согласно данной Концепции в развитии математического образования существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться на всех этапах образования:

– проблемы мотивационного характера. Низкая учебная мотивация дошкольников и школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ;

– проблемы содержательного характера. Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования;

– кадровые проблемы. В Российской Федерации пока не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам.

 

Перед дошкольным образованием, как одним из первых уровней образования стоят ряд приоритетных задач, в том числе, – развитие математических представлений воспитанников, мотивация детей к изучению математики, содержание дополнительных программ с учетом интересов дошкольников и запросов общества, включение в дополнительное образование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) для развития математических способностей. Основные идеи и положения Концепции развития математического образования в РФ – необходимый действенный стимул, который ориентирует специалистов образовательных учреждений на создание новых информационных ресурсов, информационных проектов, позволяющих удовлетворять культурные и образовательные потребности детей, родителей и педагогов в познании математики как фундаментальной науки и прикладной дисциплины.

 

Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые активно используются практически во всех сферах жизни общества и видах деятельности человека. Перед современным образованием ставятся новые задачи, связанные с активным и эффективным использованием новых технологий в обучении и развитии детей. Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, требует в данном контексте пересмотра своего содержания, методов и форм работы с детьми. Одно из таких направлений – компьютерные технологии.

 

Как показывает опыт, накопленный в образовательной сфере на протяжении последних двадцати лет, электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед традиционными, являются важным инструментом воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала детей.

 

Но в то же время нельзя забывать и о негативном анализе воздействия компьютерных технологий на развитие ребенка, который показывает, что, в то время как его вестибулярный, тактильный и опорный аппараты нуждаются в стимулировании, зрительные, слуховые и сенсорные системы находятся в состоянии «перегрузки».

 

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на образовательных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными. Особенно это важно для дошкольников. Поэтому компьютер в дошкольном возрасте не может использоваться в отрыве от других видов деятельности: предметной и продуктивной, игровой, взаимодействия с педагогом, с другими детьми. Это предъявляет определенные требования:

– к методике использования компьютера на занятиях с дошкольниками (важно учитывать снижение или исключение негативных последствий влияния на здоровье и психику);

– к разработке и выбору компьютерных программ для дошкольников с позиции психофизиологических оснований, которые связаны с такими особенностями экранов, как контент (расположение и представление визуальной и звуковой информации) и интерактив (организация взаимодействия программы с пользователем);

– к санитарно-гигиеническим условиям проведения образовательной деятельности с учетом требований СанПиН;

– к формированию у детей навыков безопасного использования компьютеров.

 

Несмотря на упомянутые проблемы, современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моториной, С.П. Первиной, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о позитивном влиянии компьютерных игр на старших дошкольников. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

 

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Проведенные исследования свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

 

Анализ различных исследований позволяет констатировать, что развивающие компьютерные игры повышают самооценку дошкольников, достижения детей не остаются незамеченными ими самими и окружающими, вырабатывается уверенность в себе, целеустремленность, формируется умение договариваться, улучшается способность к волевым усилиям, повышается умение самостоятельно выбирать игры из предложенной программы и играть в соответствии со своим темпом развития. Развитие детей с помощью компьютерных игр способствует также повышению интереса к занятиям, высокой скорости усвоения предложного материала, мотивации на дальнейшую работу, а значит, – эффективному формированию психических познавательных процессов, таких как, мышление, воображение, внимание, память.

 

Вместе с тем, на практике в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) для достижения вышеперечисленных целевых ориентиров, которые находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, (далее – ФГОСДОО) не всегда созданы соответствующие условия, что создает определенные трудности в работе с детьми. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.- N 1155. К ним можно отнести:

– недостаточное финансирование, необходимое для оборудования компьютерного кабинета, прохождения педагогами курсов повышения квалификации;

– отсутствие в ДОО отдельного помещения для проведения занятий с компьютерами;

– недостаточное количество развивающих компьютерных программ;

большую численность детей в группах, что затрудняет проведение занятий и снижается их качество;

– отсутствие у многих педагогов навыков владения и желания учиться информационно-коммуникационным технологиям, как одному из профессиональных компетенций, которое требует профессиональный стандарт. Следовательно, проблема развития математических представлений у старших дошкольников с использованием современных технологий являются одной из наиболее значимых и актуальных проблем современной дидактики.

 

Актуальность данного исследования определяется противоречиями:

– между необходимостью внедрения компьютерных технологий в работу с детьми дошкольного возраста и недостаточной разработанностью на современном уровне психолого-педагогических аспектов проектирования и использования ИКТ;

– между богатством возможностей ИКТ и недостаточной степенью разработанности методического обеспечения процесса использования ИКТ в развитии математических представлений дошкольников.

 

Данные противоречия обусловливают актуальность проблемы исследования.

 

Проблема исследования: каковы возможности сочетания традиционных и информационно-коммуникационных технологий в развитии математических представлений дошкольников?

 

Объект исследования – процесс развития математических представлений у старших дошкольников.

 

Предмет исследования – возможности программы «Умный Логозаврик» в развитии математических представлений у старших дошкольников через информационно-коммуникационные технологии.

 

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы «Умный Логозаврик» для развития математических представлений старших дошкольников через ИКТ.

 

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Умный Логозаврик».

3. В ходе опытно-экспериментальной работы выявить возможности специально-разработанной программы «Умный Логозаврик» в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза: программа "Умный Логозаврик", основанная на комплексном применении традиционных и информационно-коммуникационных технологий, способствует расширению объема и разнообразия наглядных образов, как основы развития математических представлений; дает возможность последовательно усложнять математическое содержание, как средство развития способов действий; позволяет реализовать многофункциональность математических заданий как способа развития взаимосвязи между математическим представлениями.

 

Положения, выносимые на защиту:

1. Программа «Умный Логозаврик», основанная на комплексном применения традиционных и информационно-коммуникационных технологий, позволяет реализовать развивающие функции дидактических заданий и компьютерных упражнений.

2. Разработка методического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы "Умный Логозаврик» позволяет ей быть результативным средством развития математических представлений у старших дошкольников.

3. В ходе реализации программы «Умный Логозаврик» осуществляется актуализация основных содержательных разделов математической подготовки дошкольников, совершенствуются способы выполнения специальных упражнений, проявляется осмысление взаимосвязи между математическим представлениями.

 

Научно-методологической основой являются исследования и разработки Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, В.И. Водовозова, Ф.Фребеля, М.Монтессори, В.А. Кемниц, Д.В. Волковский, которые занимались формированием и систематизацией научно-методологического аппарата. Значительный вклад в развитие математических представлений внесли Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, А.П. Усова, А.А. Столяр, Л.С. Метлина, Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Михайлова и многие другие методисты, педагоги и исследователи. Их исследования и разработки легли в основу теории, методики и технологии развития и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Разработанные в отечественной и зарубежной психологии идеи о закономерностях психического развития (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин); о роли ведущих видов деятельности в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин); концепции дошкольного детства, теории целостного развития ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, Д.Б. Эльконин и др.); теории использования компьютера в дошкольном образовании (Ю.М. Горвиц , С.Л. Новоселова и др.).

 

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теоретические: анализ и синтез, моделирование; эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты; диагностические методы: беседа, интервьюирование, опрос, тест и др.; обсервационные: прямое и косвенное наблюдение; методы статистической обработки результатов исследования.

 

Экспериментальная база. Эксперимент проводился в подготовительной группе МАДОУ д/с №132. Экспериментальная группа состояла из 15 человек, контрольная группа – из 15 человек.

Практическая значимость исследования состоит в создании мультимедийного программного продукта (компьютерной развивающей программы) и методического сопровождения для работы с детьми в дошкольных образовательных организациях, а также разработке педагогических рекомендаций для педагогов.

 

Исследование проводилось в четыре этапа.

1 этап: Постановка проблемы исследования, обоснование его актуальности. Определение объекта и предмета, темы исследования. Формирование цели и соотнесенных с ней задач, осмысление методологического аппарата. Результатом данного этапа является введение.

2 этап: Изучение современных подходов к познавательному развитию старших дошкольников с помощью ИКТ. Результатом работы явилось написание первой главы.

3 этап: Разработка и апробирование дополнительной общеразвивающей программы «Умный Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр для повышения уровня развития математических представлений у старших дошкольников. Результатом работы явилось написание второй главы.

4 этап: Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

 

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Во введении обосновывается проблема и её актуальность, объект, предмет, цели и задачи дипломной работы.

 

В первой главе раскрываются особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, проводится анализ средств развития математических представлений и уточняется, каким образом используется ИКТ в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Во второй главе описана эмпирическая работа в рамках нашего исследования – разработка и апробация дополнительной общеразвивающей программы «Умный Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр по развитию математических представлений, построенная на основе компьютерного практикума «Математика» автора В.И. Варченко Анализируются и оформляются результаты диагностики уровня развития математических представлений.

 

Итогом работы является «Заключение», в котором сформулированы основные выводы.

 

Список использованной литературы содержит более 56 источников.

 

Работа проиллюстрирована 11 Приложениями.

 

"Развитие математических представлений у старших дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий". Выпускная квалификационная работа. Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования». 2018 г. (1 Мб): __Скачать

 

"Развитие математических представлений у старших дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий". Автореферат выпускной квалификационной работы. Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования». 2018 г. (2 Мб): __Скачать

 

Приложение №1: Диагностическая карта "Познавательное развитие: развитие элементарных математических представлений" (86 Kб): __Скачать

 

Приложение №2: "Результаты начальной диагностики контрольной группы" (55 Kб): __Скачать

 

Приложение №3: "Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы" (55 Kб): __Скачать

 

Приложение №4: "Подсчет И-критерия Манна-Уитни. Подсчет ранговых сумм по выборкам детей экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента" (96 Kб): __Скачать

 

Приложение №5: "СОГЛАСИЕ на обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Изучение математики»" (75 Kб): __Скачать

 

Приложение №6: "Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умный Логозаврик»" (32 Мб): __Скачать

 

Приложение №7: "Фрагменты обучающих историй с элементами презентаций" (5 Мб): __Скачать

 

Приложение №8: "Рабочая тетрадь" (106 Мб): __Скачать

 

Приложение №9: "Результаты итоговой диагностики контрольной группы" (55 Kб): __Скачать

 

Приложение №10: "Общие результаты итоговой диагностики детей экспериментальной группы" (55 Kб): __Скачать

 

Приложение №11: "Подсчет И-критерия Манна-Уитни" (43 Kб): __Скачать

Как играть в наши игры…
Если игры не запускаются…
Как помочь ребенку...
Нормы работы
Справка по играм
Учимся с Логошей
Уроки Мудрой Совы
Логозаврик в Интернете
Настоящие сокровища
Флеш-игры для дошкольников
Игры для детей 3-4 лет
Игры для детей 4-5 лет
Игры для детей 5-6 лет
Флеш-игры для школьников младшего возраста
Игры для детей 6-7 лет
Игры для детей 7-8 лет
Игры для детей 8-9 лет
Игры для детей 9-10 лет
Флеш-игры для школьников среднего возраста
Игры для детей 10-11 лет
Игры для детей 11-12 лет
Изостудия
Конструктор "Мозаика"
Конструктор "Орнамент"
Флеш-игры для девочек и мальчиков
Игры для девочек
Игры для мальчиков
Игры для всей семьи
Поле чудес
Наборщик
Флеш-игры для взрослых
Уроки для взрослых
Игры для взрослых
Юмор
Компьютерные приколы
Анекдоты про компьютеры
© 2006—2024 Виктор Варченко