Дошкольное образование
Подготовка детей к обучению в начальной школе
Обучение грамоте
Математика
Развитие познавательных способностей
Школа логозавров
Начальная школа
Компьютерный практикум для начальной школы
Академия младшего школьника: 1-4 класс
Логопедия
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе
Эксперименты
Обращение к экспериментаторам
Научно-исследовательские работы

Пусько Нина Владимировна

 

"Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий". Дипломная работа по специальности "Педагогика и методика начального обучения". 2011 г.

 

Актуальность исследования

Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий.

 

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

 

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.

 

Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.

 

Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших школьников.

 

Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).

 

Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед начальными классами стоит первостепенная задача – научить детей сознательно, бегло и выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

 

В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.

 

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

 

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

 

В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

 

Развитие развития навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.

 

Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

 

Анализ сложившейся ситуации в педагогической действительности позволил выявить проблему исследования: какова возможность компьютерных развивающихся игр в развитии навыков быстрого чтения у младшего школьника?

 

Цель исследования: на основе анализа научной и методической литературы, а также компьютерных программных средств, разработать учебную программу по развитию навыков быстрого чтения.

 

Объект исследования – развитие навыка быстрого чтения у младших школьников.

 

Предмет исследования – компьютерные технологии, как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

 

Гипотеза исследования – навык быстрого чтения у младших школьников будет развиваться успешно при условии, если:

- будут использоваться специальные компьютерные игры-тренажеры;

- учитель постоянно повышает свой уровень компьютерной подготовки;

- будут учтены возрастные и индивидуальные различия младших школьников.

 

Для достижения целей и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Определить понятия: «навыка чтения», «беглости», «осознанности», «выразительности» и «правильности».

3. Определить этапы становления навыка чтения и наиболее целесообразные методы, и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности, выразительности и правильности чтения.

4. Подобрать необходимые компьютерные игры для развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

5. Составить учебную компьютерную программу для развития навыка быстрого чтения у младших школьников и провести исследование.

 

Основными методами данного исследования являются:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирические: эксперимент, наблюдение, тестирование, математическая обработка результатов исследования.

 

Методологической основой исследования явились работы психологов, педагогов, методистов о процессах обучению чтению младших школьников. Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики и психологии таких исследователей, как М.Р. Львов, С.П. Редозуб, А. Герцен, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Т.Г. Егорова, Б.Г. Ананьева, Р.И. Лалаевой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Л.К. Пискуновой, И.П. Федоренко, Т.Г. Рамзаевой и др.

 

Логика исследования: от разработки методологического аппарата и теоретического исследования проблемы к эмпирической проверке гипотезы, обобщению материала и выводам.

 

Структура дипломного исследования – содержание; введение; I глава; II глава; заключение; список использованной литературы; приложение.

 

База исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ ООШ п. Лунино Неманского района Калининградской области с января по май 2011 года. В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса.

 

Этапы исследования.

Исследование проводилось на протяжении шести месяцев и включало 4 этапа.

На первом этапе (январь 2011 г.) проведен теоретический анализ литературы по теме исследования, определена база исследования; подобран комплекс методик для выявления развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

На втором этапе (февраль) была разработана учебная компьютерная программа.

На третьем этапе (март - май 2011 г.) было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния развивающих компьютерных игр на развитие навыка быстрого чтения у младших школьников.

На заключительном этапе (июнь 2011 г.) была проанализирована результативность работы и сделаны выводы.

 

Практическая значимость исследования состоит в обосновании и разработке учебной компьютерной программы для развития скорости чтения младших школьников. Результаты, полученные в работе, имеют практическое значение для повышения эффективности развития навыка быстрого чтения у младшего школьника.

 

Пусько Н.В. "Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий". Дипломная работа по специальности "Педагогика и методика начального обучения". 2011 г. (4 Мб): __Скачать

Как играть в наши игры…
Если игры не запускаются…
Как помочь ребенку...
Нормы работы
Справка по играм
Учимся с Логошей
Уроки Мудрой Совы
Логозаврик в Интернете
Настоящие сокровища
Флеш-игры для дошкольников
Игры для детей 3-4 лет
Игры для детей 4-5 лет
Игры для детей 5-6 лет
Флеш-игры для школьников младшего возраста
Игры для детей 6-7 лет
Игры для детей 7-8 лет
Игры для детей 8-9 лет
Игры для детей 9-10 лет
Флеш-игры для школьников среднего возраста
Игры для детей 10-11 лет
Игры для детей 11-12 лет
Изостудия
Конструктор "Мозаика"
Конструктор "Орнамент"
Флеш-игры для девочек и мальчиков
Игры для девочек
Игры для мальчиков
Игры для всей семьи
Поле чудес
Наборщик
Флеш-игры для взрослых
Уроки для взрослых
Игры для взрослых
Юмор
Компьютерные приколы
Анекдоты про компьютеры
© 2006—2024 Виктор Варченко